Можно ли каким-либо образом классифицировать все
существующие в обществе социальные группы?
Ученые пытаются ответить на этот вопрос начиная с античных
времен. Однако до сегодняшнего дня общепринятой типологии социальных групп не
существует. Один из принципов классификации — условное деление социальных групп
по числу участников на большие и малые.
Как вы помните, в качестве малых групп выделяют семейные,
учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т. п. Малую группу
отличает от большой то, что все ее участники объединены общей деятельностью и
находятся в непосредственном общении друг с другом.
Часто наряду с социальными группами выделяют группы людей,
объединенных природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом.
Их называют иногда биосоциальными группами. Такие группы людей создают
естественный фон их общественной жизни. В определенных условиях природные различия
людей могут приобретать социальные качества. Например, в любом обществе имеются
люди преклонных лет, но лишь при определенном уровне общественного развития
возникает социальная группа пенсионеров.
Каждый человек принадлежит к какой-либо из социальных групп
или занимает некое промежуточное, переходное положение.
Промежуточным, пограничным состоянием характеризуются
маргинальные (от лат. marginalis — находящийся на краю) группы. К ним относят
иммигрантов, безработных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и
определенных занятий (бомжей). Признаком, свидетельствующим о переходе в
маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных
связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой. Однако,
утратив связь со своей прежней социальной группой, маргиналы долгое время не
могут принять новые ценности и правила поведения. Яркий пример такого состояния
— люди, переехавшие в поисках работы из сельской местности в город,
оторвавшиеся от крестьянской среды, но пока не принявшие ценностей и образа
жизни горожан. Оказавшись без корней (родственных, дружеских, культурных), они
словно «повисают в воздухе». Они, как правило, выполняют самую простую,
неквалифицированную, часто временную работу, и ее потеря грозит им превращением
в бродяг и нищих.
Отсутствие определенных устойчивых связей и норм
способствует проявлению маргиналами социальной активности и инициативы в
поисках своего нового места в жизни. Однако состояние неопределенности,
«промежуточности» время от времени вызывает напряжение, дискомфорт,
беспокойство и даже агрессивность. Вот почему маргинальные личности могут стать
как социальной опорой прогрессивных преобразований в обществе, так и носителями
различных антидемократических тенденций.
Люмпены и маргиналы
Люмпены и маргиналы
Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы
выпадают из устойчивой социальной структуры общества.
Слово "люмпен" происходит от немецкого lumpen -
лохмотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на "дно"
общественной жизни - бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из
различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы
(люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной
средой для разного рода экстремистских организаций. Иное положение и другая
социальная роль у маргинальных слоев (лат. marginalis - находящийся на краю). К
ним ОТНОСЯТ группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми
общностями. Один из основных каналов маргинализации-массовая миграция из села в
город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х - 30-е гг. в нашей
стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих
рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с
трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с
оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои
населения, "неукорененные", с неустойчивым общественным положением,
стремились к твердому, установленному государством порядку, к "сильной
руке". Это создавало социальную базу для антидемократического режима.
Приведенный пример показывает одно из отрицательных
последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать,
что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками,
особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.