Типология культур:
- национальная
– мировая;
- светская
– религиозная;
- восточная
– западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская,
французская и др.);
- традиционная
– индустриальная – постиндустриальная;
- сельская
– городская;
- обыденная
– специализированная;
- высокая (элитарная) – массовая – народная
Основные формы культуры
Элитарная культура рассчитана на узкий круг людей,
разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие
веяния, известные лишь немногим. В определенном смысле это культура так
называемых избранных — людей высоко образованных, наделенных духовным
аристократизмом, ценностной самодостаточностью.
Народная, или
национальная, культура предполагает отсутствие
персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы,
легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы,
ритуалы, обряды и каноны. Народная культура может существовать в двух основных
видах — популярная (отражает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и
фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).
Массовая культура ориентируется прежде всего на
коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы
народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень
коротка.
В современном мире
ученые выделяют еще одну форму культуры — экранную (это культура, созданная и передаваемая с помощью
компьютера).
Кроме того, в любом
обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные
ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального
общества, называют субкультурой. Одной из
распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями
поведения.
Национальная культура. Общность нации, народа выражается в
особой национальной культуре. Национальная культура — это ценности, нормы и
образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной
стране, государстве. Важной частью национальной культуры является национальное самосознание — совокупность взглядов, оценок,
мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений
членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.
Основные формы
Элитарная
|
Народная
|
Массовая
| ||
Создается привилегированной частью общества» либо по ее заказу профессиональными творцами
|
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы)
|
Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры)
|
Разновидности
Субкультура
|
Контркулътура
| |
Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная)
|
Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)
|
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное
|
Негативное
|
• Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы
• Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени
• Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
• Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству
|
• Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека»
• Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей
• Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере
• Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.)
• Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
• Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения
|
Элитарная,
массовая и народная культуры
1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой
на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные
игры, PSP, игровые приставки и др.)
Клиповое мышление
2. Субкультура – часть общей культуры, система
ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская,
профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ
жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления,
методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
- рост
жизненного уровня;
- развитие
общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции,
нацеленные прежде всего на молодежь;
- возрастание
роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в
большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные
эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых,
культурных оснований своего существования.
Контркультура – направление развития современной
культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной
культуре; андерграунд как контркультура).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.