среда, 22 мая 2013 г.

Формы и разновидности культуры







 Типология культур:
  • национальная – мировая;
  • светская – религиозная;
  • восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
  • традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
  • сельская – городская;
  • обыденная – специализированная;
  • высокая (элитарная) – массовая – народная
Основные формы культуры
  Элитарная культура рассчитана на узкий круг людей, разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные лишь немногим. В определенном смысле это культура так называемых избранных — людей высоко образованных, наделенных духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью.
 Народная, или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Народная культура может существовать в двух основных видах — популярная (отражает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).
  Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка.
 В современном мире ученые выделяют еще одну форму культуры — экранную (это культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера).
 Кроме того, в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения.
 Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура — это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. Важной частью национальной культуры является национальное самосознание — совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.
Основные формы
Элитарная
Народная
Массовая
Создается при­вилегированной частью общест­ва» либо по ее за­казу профессио­нальными творцами
Создается ано­нимными твор­цами, не имею­щими профес­сиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы)
Понятие, используе­мое для характерис­тики современного культурного произ­водства и потребле­ния (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия клас­сов, наций, уровня материального со­стояния, стандар­тизация культуры)

Разновидности
Субкультура
Контркулътура
Часть общей культуры, сис­тема ценностей, присущих определенной группе (половоз­растные: женская, детская, молодежная и др.; профессио­нальные: научное сообщест­во, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитае­мым занятиям в свободное время); религиозные; эт­нические; криминальная)
Оппозиция и альтернати­ва по отношению к гос­подствующей в обществе культуре (битники, хип­пи и панки; левые радика­лы; андеграунд и др.)

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное
Негативное
• Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обра­щены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы
• Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени
• Отвечает запросам, потребнос­тям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической раз­рядке.
• Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству
• Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскатель­ным вкусам «массового человека»
• Ведет к стандартизации и унификации не только об­раза жизни, но и образа мыслей миллионов людей
• Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере
• Насаждает мифы в созна­нии людей («миф Золуш­ки», «миф простого пар­ня» и т. д.)
• Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
• Используя современные СМИ, подменяет для мно­гих людей реальную жизнь, навязывая опреде­ленные представления и предпочтения




 Элитарная, массовая и народная культуры
http://4.bp.blogspot.com/-IaBBGZMkwTY/UZSwwFD0ezI/AAAAAAAAAPo/w1dPcnOfDhc/s320/2013-05-16_160311.bmp

1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Клиповое мышление
2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
  • рост жизненного уровня;
  • развитие общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
  • возрастание ­роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

 Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).






Комментариев нет:

Отправить комментарий