среда, 22 мая 2013 г.

Выборы и демократия


Выборы и демократия

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и проч.
В условиях современных демократий выборы — это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих людей, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике соответствующих организаций.

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» иκράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:
  1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов
  2. Народ является единственно легитимным источником власти
  3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).
Существуют разные виды выборов:
1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;
4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
5. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Избирательный ценз 
Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

  • возрастной
  • наличие гражданства
  • имущественный
  • сословный
Стадии  избирательного процесса
  • назначение даты выборов
  • образование (определение) избирательных округов
  • установление избирательных участков
  • создание избирательных органов
  • регистрация избирателей
  • Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
  • Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
  • Голосование.
  • Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
  • Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.
    Выборы символизируют не только лишь выявление мнения населения, однако ее привлекают многих к процессу управления государством. Они являются средством политической социализации населения, обеспечивают легитимность, легитимное обоснование (как той, что опирается на мнение народа) политики, которую проводят представителям власти, которая победила на выборах. Выборы играют в обществе роль своеобразного) регулятора, т.к. т.о. возможно демократично изменять властные структуры.
    В зависимости от предмета избрания различают выборы президентские, парламентские и муниципальные (выборы в местные органы власти). Принимая во внимание причины их проведения выборы могут быть очередными (проводятся в связи с истечением срока полномочий выборного органа). внеочередными (их проводят итоге досрочной) прекращения выборным органам собственной деятельности, к примеру, досрочный роспуск парламента, смерть или отставка президента), дополнительными (проводятся для пополнения представительного учреждения, если из его состава выбыл 1 или несколько членов).
    Избира́тельное пра́во — юридическое понятие, имеющее два основных значения:
    • Объективное избирательное право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (или избирательное право в широком смысле);
    • Субъективное избирательное право — право граждан страны, избирать и быть избранными (или избирательное право в узком смысле).



      Принцип равного избирательного права означает, что граждане России на равных основаниях могут участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в референдумах.
      Принцип всеобщего избирательного права гарантирует гражданам России по достижении установленного законодательством возраста право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, убеждений и иных обстоятельств. Ограничения активного и пассивного избирательных прав могут быть установлены только федеральным законом.
      Принцип прямого избирательного права означает, что граждане России участвуют непосредственно в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, в решении вопросов государственного и местного значения.
      Принцип тайного голосования гарантирует тайну волеизъявления избирателей при голосовании на выборах.

       Характеристики демократических выборов

      Конкурентные
      Оппозиционные партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний, передвижения. Правящая партия может пользоваться преимуществами, дающимися пребыванием у власти, но правила и проведение конкурентной борьбы должны быть честными.

      Периодические
      Выборные должности народные избранники занимают в течение периода времени, обозначенного в законе, и через определенный срок избирательные комиссии всех уровней (от центральной до участковой) организуют новую избирательную кампанию.

      Представительные
      Руководство, избранное маленькой группой, не является поистине народным, даже если соблюдена демократичная процедура выборов. Вот почему при недостаточном участии избирателей в голосовании результаты выборов считаются недействительными, и приходится объявлять 2-й тур голосования.

      Окончательные
      Исход предвыборной борьбы за власть определяется результатами голосования. Вот почему высокие требования предъявляются к процедуре голосования. Например:
      - кабины для голосования должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить тайну волеизъявления;
      - бюллетени выдаются по предъявлению паспорта, чтобы каждый мог проголосовать один раз, и только за себя;
      - урна для голосования опечатывается;
      - результаты голосования фиксируются в протоколе избирательной комиссии;
      - за работой избирательной комиссии следят наблюдатели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.