воскресенье, 27 января 2013 г.

Этнические общности. Межнациональные отношения



Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.
Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.
Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения



Наименование подхода (теории)
Его сущность
Естественно-биологический или расово-антропо-логический подход
Признает неравенство  человеческих рас, культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и народностей
Марксистская теория
Провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм
Социокультурный подход
Рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность — важный источник самодвижения и саморазвития
Пассионарная теория этногенеза1 (происхождение, развитие этноса)
Рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества — цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, одаренные, талантливые люди


Виды этнических общностей
• Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
•    Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
•     Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
•      Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

Межэтнические (межнациональные) отношения
 – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

     Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.

Формы межнациональных отношений следующие: 


— Мирное сотрудничество. 


— Этнический конфликт (от лат. conflictus — столкновение). 


Способы мирного сотрудничества довольно многообразны. 

Способы мирного сотрудничества: 

1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации. 

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный). 

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. 

Культурный плюрализм — это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. 
Способы мирного сотрудничества: 1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов. 2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации. Этнические общности

Работа в группе



воскресенье, 20 января 2013 г.

Многообразие социальных групп


Можно ли каким-либо образом классифицировать все существующие в обществе социальные группы?
Ученые пытаются ответить на этот вопрос начиная с античных времен. Однако до сегодняшнего дня общепринятой типологии социальных групп не существует. Один из принципов классификации — условное деление социальных групп по числу участников на большие и малые.
Как вы помните, в качестве малых групп выделяют семейные, учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т. п. Малую группу отличает от большой то, что все ее участники объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном общении друг с другом.
Часто наряду с социальными группами выделяют группы людей, объединенных природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами. Такие группы людей создают естественный фон их общественной жизни. В определенных условиях природные различия людей могут приобретать социальные качества. Например, в любом обществе имеются люди преклонных лет, но лишь при определенном уровне общественного развития возникает социальная группа пенсионеров.
Каждый человек принадлежит к какой-либо из социальных групп или занимает некое промежуточное, переходное положение.
Промежуточным, пограничным состоянием характеризуются маргинальные (от лат. marginalis — находящийся на краю) группы. К ним относят иммигрантов, безработных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и определенных занятий (бомжей). Признаком, свидетельствующим о переходе в маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой. Однако, утратив связь со своей прежней социальной группой, маргиналы долгое время не могут принять новые ценности и правила поведения. Яркий пример такого состояния — люди, переехавшие в поисках работы из сельской местности в город, оторвавшиеся от крестьянской среды, но пока не принявшие ценностей и образа жизни горожан. Оказавшись без корней (родственных, дружеских, культурных), они словно «повисают в воздухе». Они, как правило, выполняют самую простую, неквалифицированную, часто временную работу, и ее потеря грозит им превращением в бродяг и нищих.
Отсутствие определенных устойчивых связей и норм способствует проявлению маргиналами социальной активности и инициативы в поисках своего нового места в жизни. Однако состояние неопределенности, «промежуточности» время от времени вызывает напряжение, дискомфорт, беспокойство и даже агрессивность. Вот почему маргинальные личности могут стать как социальной опорой прогрессивных преобразований в обществе, так и носителями различных антидемократических тенденций.

Люмпены и маргиналы

Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Слово "люмпен" происходит от немецкого lumpen - лохмотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на "дно" общественной жизни - бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций. Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоев (лат. marginalis - находящийся на краю). К ним ОТНОСЯТ группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации-массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х - 30-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, "неукорененные", с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к "сильной руке". Это создавало социальную базу для антидемократического режима.

Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Социальная стратификация

Социальная стратификация - разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

Социальное неравенство - неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами и слоями населения.

Страта - реальная, эмпирически фиксируемая общность,  социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком.

Критерии социальной стратификации

Уровень дохода
Уровень образования
Престиж профессии
Доступ к власти

Доход измеряется в рублях или в долларах, которые получает отдельный индивид в течение определённого периода времени. Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Власть – возможность навязывать свою волю или решение другим людям независимо от их желания. Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Известны четыре главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип – открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт (социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырём шкалам стратификации) в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Исторические типы стратификаций

Теория социальной стратификации Карла Маркса
Теория социальной стратификации Макса Вебера

Сравнительная таблица взглядов Маркса и Вебера
Автор
К.Маркс
М. Вебер
Название работы
Теория Классов
Основные понятия  стратификации
Определяющий  признак социальной стратификации
Обладание индивидом  средств производства и получаемая индивидом прибыль
Экономика, власть, престиж
Количество  классов
2 класса: капиталисты и пролетариат.
Маркс говорит  лишь о двух основных общественных классах: классе собственников на средства производства и классе тех, кто не имеет собственности.
В современном  западном обществе М. Вебер  различает три основных типа  классов: собственников (внутри себя дифференцируется размерами владений); стяжательный (предприниматели, купцы, банкиры, финансисты, представители "свободных" профессий и др.) и социальный (рабочие, мелкие собственники, интеллигенция, чиновники и др.). Классы образуют социальные страты, характеризующиеся определенным видом и уровнем социального престижа. Основными источниками формирования и развития социальных страт являются тип профессиональных занятий: потомственность (родовитость) и власть.
Особенности классовых отношений
Классы –  социальные группы, неравные между  собой и соперничающие за первенство, в основном за главенство над собственностью.
По Марксу, отношения  между классами носят характер эксплуатации.

В среде высшего  класса нередко возникает конфликт между финансовым капиталом (банкирами) и промышленниками.
Сам по себе класс, согласно М. Веберу, не конституирует  сообщество. Совместное действие, формирующее  классовую ситуацию, не является базисным взаимодействием членов одного и того же класса; оно — взаимодействие индивидов, принадлежащих к разным классам. К совместным действиям, непосредственно детерминирующим классовую ситуацию рабочего и предпринимателя, М. Вебер относит рынок труда потребительских товаров, капиталистическое предприятие.
Классы  на исторических этапах развития общества
Основными классами доиндустриальных обществ были владельцы  земли (аристократия, мелкопоместное дворянство и рабовладельцы), и те, кто непосредственно  на ней трудился (свободные крестьяне и рабы).
В современных  индустриальных обществах промышленники  или капиталисты, рабочий класс  или “пролетариат”.
1 этап: варварское  общество.
2 этап: аграрное  общество.

3 этап: индустриальное  общество.

4 этап: постиндустриальное  общество.

Социальные статусы и роли

1. Презентация с основными понятиями.Социальные статусы и роли

2.Домашнее задание.
Человек состоит из ролей…

Автор плэйкаста: Fedyakina_Arina
Создан: 23 декабря 2012 19:18

суббота, 8 декабря 2012 г.

Социальное познание


 ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — представляет собой познание специфических объектов — общества, культуры, человека. Разделяется на до научное, вне научное и научное. До научное социальное познание — это предшествующие науке формы познавательного освоения социальных объектов — мифологические, магические, осуществляемые в повседневной жизни и специализированных практиках — политической, юридической, художественной и др. С появлением научного социального знания многие из до научных форм социального познания трансформируются во вне научные, осуществляя свои познавательные функции одновременно с наукой. Специфической чертой научного социального познания, отличающей его от естественнонаучного, является его укорененность во вне научных формах познания и деятельности, прежде всего в жизненном мире людей, в их повседневности (А. Шюц). Др. отличительной чертой научного социального познания является специфика его объекта, его субъект-объектная природа, включенность субъекта, человека, в познаваемый социальный объект. Классическое познавательное субъект-объектное отношение трансформируется здесь в субъект-объект-субъектное отношение.
    Несмотря на две указанные особенности — связь с повседневностью и вне научным знанием и субъект-объектную природу объекта научного социального познания, производимые в ходе этого познания научные идеализации первоначально осуществлялись тем же образом, что в естествознании, — в рамках натуралистической исследовательской программы. В ней намеренно заостряются объектные свойства познаваемой социальной реальности и строится модель объяснения, позволяющая раскрыть наиболее общие закономерности социальных процессов. 

Социальное познание


Многообразие путей и форм познания мира


В сознание все сплетается моем, и миф, и опыт, и народа мудрость. И все, что мы о мире узнаем, в душе хранится, вызывая гордость.


Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Философское познание

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.
Художественное
Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
Религиозное
Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия,самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Обыденно-практическое познание

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

Паранаука
Псевдонаука

В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

Домашнее задание.



Моя работа основывалась на научном методе познания и его формах,таких как наблюдение и опыт. Описывая то,чему дети могут научиться у взрослых, я использовала опыт моих родителей,которые рассказывали мне про своё детство, также я внимательно вспоминала события из своего детства и детства своих друзей. Я сравнивала поведение своих друзей 10 лет назад и сейчас и пришла к выводу,что оно сильно изменилось. Сейчас я сравниваю, поведение своего младшего брата и себя и вижу множество отличий. Сейчас я стараюсь быть похожей на него, так как не хочу потерять те качества, которые мы приобретаем в детстве.

суббота, 1 декабря 2012 г.

Научное познание

Научное познание


Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Основные методы научного познания.

Методы научного познания рассматриваются как упорядоченный способ организации научной деятельности, который направлен на достижение конкретной теоретической или практической цели. Сфера научного знания, позволяющая изучать возможность применения методов и их границы, а также является теорией научного метода – это методология.
Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:
  • По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;
  • По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;
  • По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;
  • По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;
  • По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;
  • Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества.
В XX веке стали распространяться методы структурно-функциональных и системных исследований. К ним относятся: Методы эмпирического исследования:
  • Наблюдение – целенаправленное исследование предметов или процессов, опирающихся на такие органы чувств как восприятие, ощущение и представление. Наблюдение осуществляет как-бы контроль за исследуемыми явлениями;
  • Эксперимент – активное вмешательство в процесс исследуемого процесса, его изменение или целенаправленное воспроизведение в контролируемых условиях. Он является одним из основных видов практики, поскольку наблюдается стремление изучить конкретный объект в изолированных условиях. С помощью эксперимента стало возможным связать предположения и полученный опыт (т.е. теорию и практику);
  • Объяснение – операция, которая осуществляет свою деятельность с целью раскрытия сущности конкретного объекта или явления, представляя собой сложную поисковую деятельность.
Общенаучные методы научного познания:
  • Абстрагирование – это переход от реальных свойств исследуемого предмета к идеальным;
  • Формация;
  • Гипотетико-дедуктивный метод;
  • Системный метод теоретического исследования;
  • Структурно-функциональный.

Формы научного познания.

Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на:
  • Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки;
  • Проблемы;
  • Теория – это конкретное знание определенной области действительности, представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.
Теория не только характеризует, но и поясняет функциональность явлений и процессов.