Рыночная структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм.
Рыночную структуру определяют множество факторов:
1.Количество фирм в отрасли и их размеры;
2.Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
3.Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
4.Количество покупателей.
5.Способность фирм воздейтсоввать на спрос посредством рекламы.
Однако основными являются 3 фактора:
1.Количество фирм в отрасли и их размеры;
2.Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
3.Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:
рынок совершенной (чистой) конкуренции
чистая монополия
монополистическая конкуренция
олигополия
Модели рынка и их характерные признаки
Рыночную структуру определяют множество факторов:
1.Количество фирм в отрасли и их размеры;
2.Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
3.Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
4.Количество покупателей.
5.Способность фирм воздейтсоввать на спрос посредством рекламы.
Однако основными являются 3 фактора:
1.Количество фирм в отрасли и их размеры;
2.Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
3.Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:
рынок совершенной (чистой) конкуренции
чистая монополия
монополистическая конкуренция
олигополия
Модели рынка и их характерные признаки
В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.
Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур:
• совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;
• чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;
• монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;
• олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
Характеристика основных рыночных структур
^ Критерии, определяющие структуру рынка | Совершенная конкуренция | Монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия | ||
^ Степень влияния продавцов на установление рыночной цены | Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены | Цену устанавливает продавец | Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены | Продавцы имеют возмо-жность возде-йствовать на установление рыночной цены | ||
^ Критерии, определяющие структуру рынка | Совершенная конкуренция | Монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия | ||
^ Наличие стратегического взаимодействия продавцов на ры-нке | Нет стратегического взаимо-действия продавцов на рынке | Не предполагается стратегическое взаимодействие одного продавца на рынке | Нет стратегического взаимодействия прода-вцов на рынке | Существует стратегическое взаимодействие продавцов на ры-нке | ||
^ Условия входа на рынок | Вход свободен | Вход полностью блокирован | Вход свободен | Вход может быть блокирован или свободен | ||
^ Степень влияния покупателей на установление рыночной цены | Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены | Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены | Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены | Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены | ||
^ Параметры структуры рынка | Совершенная конкуренция | Монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия | ||
^ Численность покупателей на рынке и их дифференциация по объему поку-пки | Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка | Большое число покупателей, объем по-купок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка | Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка | Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка | ||
^ Численность продавцов на рынке и их дифференциация по объему продаж | Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка | Один продавец на рынке | Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка | Несколько продавцов на рынке, объем продаж каж-дого из которых достаточно велик по отношению к размеру рынка | ||
^Характеристика товара | Продукты различных прода-вцов однородны | Не существует близких продуктов – заменителей товара | Продукты различных прода-вцов неодноро-дны (диффере-нциация проду-кта) | Продукты различных продавцов могут быть одноро-дны и неоднородны | ||
^ Барьеры входа на рынок | Барьеры входа не существуют | Технологические или другие барьеры полностью блокируют вход | Барьеры входа не существуют | Технологические или другие барьеры входа возможны, но не обязательны |
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.