понедельник, 25 ноября 2013 г.

Типы рыночных структур

Рыночная структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм.

Рыночную структуру определяют множество факторов:
 1.Количество фирм в отрасли и их размеры; 
 2.Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная); 
 3.Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм. 
 4.Количество покупателей. 
 5.Способность фирм воздейтсоввать на спрос посредством рекламы. 

 
Однако основными являются 3 фактора:
 1.Количество фирм в отрасли и их размеры; 
 2.Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная); 
 3.Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм. 

С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:


рынок совершенной (чистой) конкуренции 
 чистая монополия 
 монополистическая конкуренция 
 олигополия 


Модели рынка и их характерные признаки

В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.


Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур:

совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;

чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;

монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;

олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
Характеристика основных рыночных структур


^ Критерии, определяющие структуру рынка

Совершенная конкуренция


Монополия


Монополистическая конкуренция


Олигополия


^ Степень влияния продавцов на установление рыночной цены


Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Цену устанавливает продавец


Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены


Продавцы имеют возмо-жность возде-йствовать на установление рыночной цены

^ Критерии, определяющие структуру рынка

Совершенная конкуренция


Монополия


Монополистическая конкуренция


Олигополия


^ Наличие стратегического взаимодействия продавцов на ры-нке

Нет стратегического взаимо-действия продавцов на рынке


Не предполагается стратегическое взаимодействие одного продавца на рынке

Нет стратегического взаимодействия прода-вцов на рынке


Существует стратегическое взаимодействие продавцов на ры-нке


^ Условия входа на рынок


Вход свободен


Вход полностью блокирован


Вход свободен


Вход может быть блокирован или свободен

^ Степень влияния покупателей на установление рыночной цены


Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают ни­какого влияния на установление рыночной цены

^ Параметры структуры рынка

Совершенная конкуренция


Монополия


Монополистическая конкуренция

Олигополия


^ Численность покупателей на рынке и их дифференциация по объему поку-пки


Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Большое число покупателей, объем по-купок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

^ Численность продавцов на рынке и их дифференциация по объему продаж


Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка


Один продавец на рынке


Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка


Несколько про­давцов на рынке, объем продаж ка­ж-дого из которых достаточно велик по отношению к размеру рынка

^Характеристика товара


Продукты различных прода-вцов однородны


Не существует близких продуктов – заменителей товара


Продукты различ­ных прода-вцов неодноро-дны (диффере-нциация проду-кта)

Продукты различных продавцов могут быть одноро-дны и неоднородны

^ Барьеры входа на рынок


Барьеры входа не существуют


Технологические или другие барьеры полностью блокируют вход

Барьеры входа не существуют


Технологические или другие барьеры входа возможны, но не обязательны


Комментариев нет:

Отправить комментарий